Флаг
Герб

Комитет по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и прав потребителей
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Астана,
ул. Мангилик Ел 8 подъезды 4, 7, 10
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-34-01, 74-36-69
Факс: +7 (7172) 74-94-60
E-mail: k.kensekremzk@economy.gov.kz

Архив новостей

Справочная информация по областям

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Ваше мнение

Прозрачность процесса тарифного регулирования

Новости Комитета

Нурдаулет Алханов, главный специалист Департамента Комитета по Алматинской области советует как правильно покупать в Интернете
11.02.2019 10:57

Нурдаулет Алханов, главный специалист Департамента Комитета по Алматинской области советует как правильно покупать в Интернете

Новое время — новые возможности. Бурное развитие телекоммуникационных технологий привело к тому, что все больше магазинов переходит на электронный вариант торговли, и сегодня вероятностью покупки товаров через Интернет никого не удивишь. Онлайн торговля стала весомой интернет-составляющей.

В основном онлайн-покупки совершает «продвинутая» и смелая в плане социальных экспериментов молодежь. Более осторожные представители зрелого возраста и пожилые люди не спешат отдавать свои сбережения невидимым продавцам, а предпочитают посещать привычные торговые точки, где можно как следует рассмотреть, пощупать товар, а уж после — приобрести. И те, и другие по-своему правы.

В чем очевидные преимущества заказа товаров или услуг в Сети? Интернет-технологии удобны как для покупателей, так и для продавцов: значительная экономия времени, оплата покупки электронными деньгами, возможность ее доставки на дом, необычные товары, широкий их ассортимент, относительно невысокая цена.

Существуют известные интернет магазины, ставшие брендами и вызывающие доверие покупателей. Потребитель может быстро изучить весь имеющийся у них в наличии ассортимент, просмотреть фотографии товара в различных ракурсах и ознакомиться с его техническими характеристиками. Нередко интерфейс такого магазина предоставляет набор «мастеров-помощников»», осуществляющих подбор товара по различным задаваемым покупателями характеристикам, выполняющих сравнение нескольких родственных товаров. Доставка товара транспортными или курьерскими компаниями доступна по цене, происходит быстро, качественно и любыми удобными покупателю способами. Чего следует остерегаться, отправляясь в онлайн-шопинг? За любыми положительными качествами скрываются недостатки. Главный минус: посетитель интернет-магазина совершает покупки визуально, действуя на уровне пользователи сайта. Видеть реальный товар он не может, как и знать, имеется ли вещь в наличии, в каком она техническом состоянии, насколько заявленные характеристики и фотографии соответствуют реальности. Поэтому онлайн-шопинг таит в себе опасности. С возникновением Интернета появились интернет-мошенники, по достоинству оценившие возможности новых форм торговли и начавшие активно применять их в целях обмана потенциальных клиентов. Псевдореализаторы могут создать в соцсети вымышленный сайт по продаже чего угодно, выставлять снимки несуществующего товара, сами себе ставить «лайки», добавлять подписчиков. Чтобы при быстрой покупке не стать жертвой мохинаций, связанных с интернет-торговлей, соблюдайте предосторожности. В первую очередь стоит обратить внимание на чрезвычайно низкую стоимость товара. Если цена заметно отличается от рыночной, возможно, вам предлагают неликвид или откровенно негодную вещь. Не поленитесь изучить стоимость аналогичной вещи в других интернет-магазинах, ее среднюю цену — хотя конкуренция потребителю на руку, слишком большой разницы в ценах быть не должно. Часто реклама провоцирует покупать объявлениями типа «Реализуем товар, конфискованный на таможне». В распродаже так называемого конфиската может быть и краденая вещь. Если владельцы электронного ресурса открыто говорят о том, что товар добыт нелегально, иметь с ними дело опасно. Чтобы не дать жертве оценить все нюансы сделки, злоумышленники используют также временной фактор: если не заказать товар сейчас, цена изменится или товар будет снят с продажи… Не позволяйте настойчивым торговцам уговорить себя обещаниями скидок.

Второе — репутация ресурса. Яркий и красочный интернет-магазин с красивыми фотографиями и развернутым меню, с заверениями в исключительной порядочности продавцов — просто изображение на экране. Благодаря современным технологиям создать подобное может любой школьник, услуги хостинга сегодня обходятся дешево. Внешний вид сайта — не показатель. Прежде чем совершить покупку, проведите собственное небольшое расследование. Выясните имеющуюся информацию о фирме: есть ли у нее офис, торговые площадки и региональные представительства, реальные контактные данные, свои «истории» сделок. Если интернет-ресурс намерен работать долго, в разделе «Контакты» будут указаны точный почтовый адрес, несколько номеров телефонов, факс, данные по банковским счетам, свидетельство о постановке на учет. Если офис-менеджер односложно отвечает: «Смотрите товар на сайте», а для обратной связи предлагаются мобильный телефон, связь по ICQ, скайпу или почтовым адресам на серверах типа mail.ru, — не рассматривайте сделку как благонадежную.

Даже указанный адрес — не гарантия добросовестности продавца. Магазин в реальности может не существовать: иногда мошенники пользуются ложными адресами и сообщают адреса других фирм. Ожидая перевода денег, продавцы с целью подкупить доверие покупателя иногда направляют отсканированное изображение своего паспорта. Современное развитие техники позволяет изготовить на компьютере изображение паспорта, которое будет практически идентично оригиналу. Личность отправителя подтверждать оно никоим образом не может.

Убедиться в наличии высокого рейтинга реализаторов в платежных системах можно посредством крупных поисковых машин — Яндекс, Рамблер, Google, публикующих собственные открытые независимые интернет-рейтинги магазинов, где можно найти отзывы о магазинах и товарах, описание проблем и жалобы обманутых клиентов. Пролистайте комментарии до конца: отрицательные высказывания могут быть спрятаны за рядом фиктивных положительных оценок. Подставленные фальшивые комментарии непосредственно на самом сайте магазина легко обнаружить по восторженному стилю: например, отзывы о различных медицинских чудо-приборах или биологически активных добавках, как о 100-процентной панацее от всех болезней. Перед покупкой в интернет-магазине нелишне посетить сайт производителя, но конструктивное мнение знакомого незаинтересованного человека и его реальный опыт ценнее десятков отзывов в Интернете.

Особый момент — техника произведения оплаты. Тщательно проверьте платежную информацию: если покупка товара через Интернет требует его полной или частичной предоплаты, все упирается в честность владельца магазина, который, получив деньги, может не выслать товар или же выслать, но ненадлежащего качества или несоответствующего типа. Никаких письменных договоров между продавцом и покупателем, кассового чека или иного подтверждения покупки нет — нет гарантии получения товара или возврата. В случае невыполнения продавцом обещанных обязательств покупателю отстоять свои права в суде невозможно. Воздержитесь от контактов с продавцом, если вам предлагают перечислить средства с помощью анонимной платежной системы или банковским переводом на карточку частного лица. Оплата должна производиться через банк посредством банковских реквизитов, что предполагает подтверждение платежа. Слишком простые способы расчета, прямое зачисление средств на электронный кошелек типа Yandex, Webmoney сомнительны. Если на сайте магазина просят ввести номер и код подтверждения кредитной карты, делать этого нельзя: предоставляя номер своей банковской карты и код подтверждения, можно стать жертвой «лохотронщиков», списывающих баланс с платежных реквизитов. Если оплата ведется посредством расчетов электронной карточкой, заведите себе отдельную карту специально для покупок через Интернет и не держите на ней крупные суммы, тогда риск потерять деньги в результате кражи будет минимальным. При отсутствии возможности доставки заказа курьером или самовывоза товара со склада требуют предоплату за услуги постороннего транспорта. Аферисты могут предоставить фиктивные квитанции об отправке несуществующего товара транспортной компанией. Рассмотрев предложения нескольких интернет-магазинов, отдайте свой выбор тому, где есть возможность самостоятельно забрать свою покупку.

Если на торговых площадках Интернета имеются несоответствия или неточности в описании товаров, изучите характеристику заказываемой вещи, сопоставьте ее с аналогичными на других онлайн-ресурсах, уточните внешний вид, гарантии, предоставляемые магазином. Если сайт молчит в ответ на просьбы разъяснить возможность гарантийного обмена, возврата или ремонта некачественного товара, лучше не рисковать. Честные торговцы заранее указывают все условия сделки.

Н. Алханов,

главный специалист Департамента

Комитета по регулированию естественных

монополий, защите конкуренции и прав

потребителей Министерства национальной

экономики Республики Казахстан

по Алматинской области

Источник: zanmedia.kz

Изменен: 11.02.2019 11:00