Флаг
Герб

Комитет по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и прав потребителей
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Астана,
ул. Мангилик Ел 8 подъезды 4, 7, 10
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-34-01, 74-36-69
Факс: +7 (7172) 74-94-60
E-mail: k.kensekremzk@economy.gov.kz

Архив новостей

Справочная информация по областям

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Ваше мнение

Прозрачность процесса тарифного регулирования

Вопросы и ответы

Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.

Все вводимые Вами данные конфиденциальны и не подлежат распространению или передаче третьим лицам.

Задать вопрос
29.10.2018
Ахметжанова Айкун Хайруллаевна
Здравствуйте. Хотела узнать - как определить качество услуги по тарифу? Я являюсь абонентом сотовой связи Теле2. Стоимость услуги 1690 тенге. Но интернет достаточно низкий. На телефонные звонки в службу поддержки мне отвечают, что причина а моем телефоне. Однако мой телефон новой модели Xiomi. Прошу помочь разобраться в ситуации, за что я плачу и какой объём услуги и качество интернета я должна получить. Спасибо заранее
Ответ

В соответствии с подпунктом 8-7) пункта 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О связи» (далее - Закон) к компетенции уполномоченного органа в области связи относятся осуществление государственного регулирования и контроля за деятельностью в области связи, в том числе осуществление контроля качества услуг связи, оказываемых операторами связи.

Согласно подпункту 4) статьи 6 Закона основными задачами государственного регулирования и контроля за деятельностью в области связи являются, в том числе защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также национальных интересов государства.

В этой связи, по поднимаемым Вами вопросам можете обратиться в уполномоченный орган в области связи – Министерство информации и коммуникаций РК.

 

23.10.2018
Исламбек Алиев Орахбайұлы
Добрый день! Наша компания рассматривает возможность строительства опреснительного завода мощностью до 3000 м3 в сутки (техническая вода). Компания будет поставлять техническую воду юридическому лицу через трубопровод. При этом следует отметить, что строительство будет осуществляться не за счет государственных инвестиций или с их участием, а за счет собственных средств компании. Также отмечаем, что доля компании на рынке данного вида услуг (Жылыойский район Атырауской области) составит от пяти до десяти процентов. Вопрос: Будет ли наша компания являться субъектом естественной монополии и предоставлять услуги по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом в сферах естественных монополий?
Ответ

Уважаемый Алиев Исламбек!

 

В соответствии с подпунктом 17) статьи 3 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» (далее - Закон), субъект естественной монополии - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, занятые производством товаров, выполнением работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.

При этом, статьей 4 Закона определены услуги (товары, работы), относящиеся к сферам естественных монополий в Республике Казахстан.

Перечень регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий утвержден приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 186 (далее - Перечень).

В случае предоставления регулируемых услуг, предусмотренных Перечнем, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона субъекты естественных монополий подлежат включению в Государственный регистр субъектов естественных монополий, состоящий из республиканского и местных разделов, с указанием конкретных видов предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ).

Порядок включения и исключения из Государственного регистра субъектов естественных монополий установлен Правилами включения и исключения из Государственного регистра субъектов естественных монополий, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 28 марта 2014 года № 64-ОД.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2) статьи 7 Закона субъект естественной монополии обязан предоставлять регулируемые услуги (товары, работы) по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом.

Вместе с тем, в целях обеспечения полного и объективного рассмотрения обращения, следует в установленном законодательством порядке обратиться с письменным обращением, приложив все обосновывающие материалы, в территориальный Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (реквизиты и номера телефонов территориальных департаментов размещены на интернет-ресурсе www.kremzk.gov.kz).

15.10.2018
Б.Ж.А.
Добрый день, у меня к вам вопрос по поводу организации, вывозящей ТБО ПКСД Акжол. Эта организация мне начисляет за вывоз ТБО 160 000 в месяц, я чего-то не понимаю почему тариф с 340 тенге вдруг поднялся в десятки раз? Это было как-то согласовано с вами? Данные цифры передаются в хоумбанк, куда данная организация направляет такие суммы. Данная организация не может объяснить возникновение данной задолженности, и просто берет суммы с потолка, прошу вас разобраться, и хочу обратить ваше внимание на то, что данной организацией был начислен долг на предыдущих хозяев 36 000, возникновение которой они Акжол обьяснить не может, по какой причине сумма пени превышает 1,5 процента и по какой причине долг более трёх лет не списывается данной организацией? Адрес Алматы Николаева 4а
Ответ

Уважаемый (ая) Б.Ж.А!

 

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет) по Вашему вопросу касательно цен за вывоз ТБО сообщает следующее.

Вопросы ценообразования на услуги по мусороудалению урегулированы Экологическим кодексом Республики Казахстан
(далее - Кодекс).

Так, в соответствии с подпунктом 2) статьи 19-1 Кодекса утверждение тарифов на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение твердых бытовых отходов отнесено к компетенции местных представительных органов районов, городов областного значения, городов республиканского значения, столицы в области коммунального хозяйства.

Тариф на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение твердых бытовых отходов с физических лиц благоустроенного и неблагоустроенного домовладения в размере 553,04 тенге с 1 жителя в месяц утвержден решением ХХI сессии маслихата города Алматы VI созыва от 15 сентября 2017 года № 146.

Таким образом, Комитет согласование тарифов на услуги по вывозу
ТБО не осуществляет. На основании изложенного, полагаем целесообразным обратится в местные представительные органы за соответствующим разъяснением по повышению тарифа на услуги по вывозу ТБО.

В свою очередь, отмечаем, что к компетенции Комитета относится осуществление реализации государственной политики в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, в том числе проведение расследований по фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

В этой связи, в случае наличия, по Вашему мнению, признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, предлагаем Вам официально обратиться в Комитет или в его территориальное подразделение по городу Алматы, с изложением имеющихся фактов и с приложением подтверждающих материалов для рассмотрения данного вопроса в рамках законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции по существу. Адрес территориального подразделения по городу Алматы:
г. Алматы, пр. Абылай хана 74А, индекс 050001, тел/факс: 8(727) 271-66-39, Е-mail: almaty@economy.gov.kz

В свою очередь, отмечаем, что с 12 ноября 2018 года в территориальных подразделениях Комитета начали работать Общественные приемные, организованные в целях обеспечения прозрачности своей деятельности и информирования общественности о проводимой работе по недопущению необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги.

На общественные приемные приглашаются все желающие, в том числе население. По всем интересующим вопросам Вы можете обращаться по телефонам: 8(7272) 71-66-42

15.10.2018
Кожахметов Кайрат Талипович
Казахтелеком повысил цены на услуги 01.09.18г. в связи с чем?
Ответ

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона Республики Казахстан «О связи» (далее - Закон) тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи самостоятельно на основе обоснованных затрат, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 116 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), цены и тарифы на товары, работы, услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, согласно пункту 3 статьи 116 Кодекса государственное регулирование цен и тарифов распространяются, в том числе, на субсидируемые услуги.

В соответствии со статьей 34 Закона универсальные услуги связи, оказываемые в сельских населенных пунктах, относятся к субсидируемым услугам.

Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан регулирует предельный уровень цен на субсидируемые универсальные услуги связи, оказываемые в сельских населенных пунктах, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона.

12.10.2018
Жантурин Бурангали Нуримович
Второй день я не могу добиться ответа на мою письменную жалобу написанную 26 сентября 2018 года. Канцелярия дает то один номер телефона, то другой и третий 74-34-01,74-17-38 и 74-38-73, который не отвечает. Согласно закона ждал 15 рабочих дней или сколько ещё ждать. Кто будет защищать мои права, если не Вы, чтобы дело не довести до суда.
Ответ

Уважаемый Бурангали Нуримович!

 

 

Согласно ст. 18-5 Закона РК «О естественных монополиях» (далее – Закон) государственный контроль в сферах естественных монополий осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Согласно ст. 144 Предпринимательского Кодекса РК (далее – Кодекс) Внеплановой проверкой является проверка, назначаемая органом контроля и надзора по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения внеплановой проверки в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Также, одним из оснований внеплановой проверки субъектов контроля и надзора на основании пп.3 п. 3 ст. 144 Кодекса являются обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о причинении вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, за исключением обращений физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены, и обращений государственных органов.

На основании ст. 6 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» в письменном обращении указывается фамилия, имя, а также по желанию отчество, индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес, юридического лица – его наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер. Обращение должно быть подписано физическим лицом или представителем юридического лица. Обращения физических и юридических лиц, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.

На основании вышеизложенного, Вам необходимо обратиться с письменным (электронным) обращением в территориальный Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Жамбылской области по адресу г. Тараз, ул. Желтоксан, 78,        7 этаж.

11.10.2018
Светлана
Добрый день вопрос по поводу принуждения покупать подписку на газету "дружные ребята" в школах. Конкретно в школе 18, г.Алматы уже не первый год практикуется данный сбор средств с родителей и учителей. Многие родители боятся возмущаться и сей вопрос уже много лет "спускается на тормозах" - либо некоторые родители собирают необходимую сумму, либо классный руководитель оплачивает со своей з/п. Судя по тому что можно почитать по данной теме в интернете, в Казахстане это происходит давно и в разных регионах, городах с разными издетельствами. честно говоря надоело. кто лобирует интересы издательств и когда это все закончится?!
Ответ

Уважаемая Светлана!

 

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет), рассмотрев Ваш вопрос касательно принуждения покупать подписку на газету «дружные ребята» в школах, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 30 Конституции Республики Казахстан гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. При этом, согласно подпункту 1) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» уполномоченный орган в области образования обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области образования и подлежит государственному контролю. Уполномоченным органом является Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство).

В свою очередь, согласно статье 380 Гражданского кодекса Республики Казахстан граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена Кодексом, законодательными актами или добровольно принятым обязательством.

При этом, к компетенции Комитета относится осуществление реализации государственной политики в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, в том числе проведение расследований по фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

Резюмируя изложенное, при наличии, по Вашему мнению, признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции субъектами издательской деятельности, предлагаем Вам официально обратиться в Комитет или его территориальное подразделение по городу Алматы, с изложением имеющихся фактов и приложением подтверждающих материалов для рассмотрения данного вопроса в рамках законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции по существу. Адрес территориального подразделения по городу Алматы:
г. Алматы, пр. Абылай хана 74А, индекс 050001, тел/факс: 8(727) 271-66-39, Е-mail: almaty@economy.gov.kz

 
09.10.2018
Арестов Олег
Здравствуйте, Уважаемый господин министр. Просьба на основании Закона «О доступе к информации» сообщить, действуют ли на сегодняшний день: Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 25 мая 2004 года № 242-ОД «О тарифах акционерного общества «Национальная компания «Казакстан темір жолы» на услуги магистральной железнодорожной сети»; а также Повышающие коэффициенты к тарифам на услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке грузов железнодорожным транспортом с 1 апреля 2012 года (Приложение 1 к приказу Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 23 ноября 2011 года № 365-ОД); Если действуют, то, с какого момента, а если не действуют, то чем руководствоваться взамен. С уважением Арестов Олег.
Ответ

Уважаемый Олег Валерьевич!

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 25 мая 2004 года № 242-ОД «О тарифах акционерного общества «Национальная компания «Казакстан темір жолы» на услуги магистральной железнодорожной сети» является действующим, в части  Приложения 3 к вышеуказанному приказу. При этом, взамен Приложению 1 к приказу Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 23 ноября 2011 года № 365-ОД действует Приложение 1 к приказу Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 450-ОД  (коэффициенты к ставкам расчетных таблиц на услуги магистральной железнодорожной сети введены в действие с 1 января 2016 года). Также, для сведения сообщаю, что вышеуказанный приказ Комитета размещен на официальном интернет-ресурсе Комитета (www.kremzk.gov.kz)  в разделе «Нормативно-правовая база» → «НПА» → «В сфере естественных монополий» → «По тарифам» → «Центральный аппарат».

09.10.2018
Касымканова Мерей Толеухановна
Здравствуйте. Подскажите куда можно обратиться. Написала заявление обществу прав потребителей в конце августа. Оплатила членский взнос. Но общество бездействуют, звонки, смс игнорируют.,в офисе не сидят. Куда можно написать на них жалобу или заявление
Ответ

Уважаемая Мерей Толеухановна!

 

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (далее - Комитет), рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее  – ГК), обращение за защитой нарушенного права к органу власти или управления не препятствует обращению в суд с иском о защите права, если законодательными актами не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 4 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК), задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте и публично-правовых отношениях, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии с требованиями статьи 7 ГПК,  правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным ГПК.

При этом, согласно пункту 1 статьи 17 Закона Республики Казахстан  «Об административных процедурах», решение, принятое по обращению, может быть обжаловано Вами в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

04.10.2018
Ахметова Айжана Бокешовна
Здравствуйте. ТОО имеет в собственности стрелочные переводы, через которые проходят вагоны сторонних организаций. Подлежит ли в уполномоченном органе утверждение тарифа на взимание платы за проезд через данную стрелку? Если нет, то прошу разъяснить каким образом мы можем взимать плату за проезд через стрелочный перевод.спасибо
Ответ

Уважаемая Айжана Бокешовна!

 

В соответствии с подпунктом 11) пункта 2 Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 544, стрелочный перевод это устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой.

Вместе с тем, Комитет транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее - Комитет) письмом от 9 апреля 2018 года № 28-01-28/4404-И сообщил, что в отраслевом законодательстве в сфере железнодорожного транспорта отсутствуют нормы, предусматривающие выделение услуги стрелочного перевода как отдельной услуги, не входящей в услуги подъездных путей. Также, Комитет сообщил, что стрелочный перевод относится к устройству подъездного пути и входит в комплекс услуги предоставления услуг подъездных путей.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 4                                Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» услуги подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути относятся к сфере естественных монополий.

Согласно пункту 9 Перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 186, к сфере подъездных путей относятся услуги:

по предоставлению подъездного пути для проезда подвижного состава при условии отсутствия конкурентного подъездного пути;

по предоставлению подъездного пути для маневровых работ, погрузки-выгрузки, других технологических операций перевозочного процесса, а также для стоянки подвижного состава, непредусмотренной технологическими операциями перевозочного процесса при условии отсутствия конкурентного подъездного пути.

Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии по вышеперечисленным услугам осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях», в том числе утверждением тарифа или его предельного уровня и тарифной сметы.

Необходимо отметить, что при утверждении тарифов или их предельных уровней на регулируемые услуги подъездных путей в затратах учитываются, в том числе расходы на текущее содержание стрелочных переводов. Также, при утверждении инвестиционных программ на регулируемые услуги подъездных путей, в том числе включаются мероприятия по приобретению или капитальному ремонту стрелочных переводов.

03.10.2018
Исмагулова Аэлита Жетписжановна
В приказе №186 от 30.12.2014 года Об утверждении перечня регулируемых услуг в пункте 11) обеспечение взлета и посадки воздушного судна, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям, можете ли разъяснить международным направления как понять?
Ответ

В соответствии с подпунктом 9) пункта 1 статьи 4 Закона                                «О естественных монополиях» к сферам естественных монополий в Республики Казахстан относятся услуги аэропортов, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях.

Согласно пункту 11 Перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года                     № 186, к услугам в сфере аэропортов относятся:

- обеспечение взлета и посадки воздушного судна, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям;

- обеспечение авиационной безопасности, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям;

- предоставление места стоянки воздушному судну сверх трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям;

- предоставление места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме, за исключением международных направлений.

Согласно разъяснениям Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, следует, что в соответствии с документом ИКАО 9587 «Политика и инструктивный материал в области экономического регулирования международного воздушного транспорта» термин «посадка с некоммерческими целями» означает «посадка с любой целью, иной, чем принятие на борт или выгрузка пассажиров, груза или почты» независимо от того, перевозятся эти пассажиры, груз или почта за вознаграждение или нет.

Также, согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», понятие «международный полет» означает полет воздушного судна, при котором воздушное судно пересекает границу иностранного государства.

Таким образом, на сегодняшний день транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и международные направления выведены из сфер естественной монополий и осуществляются в конкурентной среде.

Кроме того, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 мая 2018 года 156-VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности», уполномоченному органу в сфере гражданской авиации переданы компетенции в области естественных монополий, а также в отношении общественно значимых рынков в сфере аэропортов и аэронавигации (статьи 15-1,15-2 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»).